Про ограничение наличных расчетов на уровне 15 тыс.грн.


27 февраля 2019 года НБУ на своем сайте опубликовал проект изменений в Постановление Правления НБУ № 148 от 29.12.2017г. Изменения касаются в основном уменьшения предельной суммы расчетов наличными субъектов хозяйствования в пользу физических лиц. В частности максимальная сумма расчетов наличными

Eng
Ua

Ru

Про ограничение наличных расчетов на уровне 15 тыс.грн.


4 марта 2019

27 февраля 2019 года НБУ на своем сайте опубликовал проект изменений в Постановление Правления НБУ № 148 от 29.12.2017г. Изменения касаются в основном уменьшения предельной суммы расчетов наличными субъектов хозяйствования в пользу физических лиц. В частности максимальная сумма расчетов наличными субъекта хозяйствования с одним физическим лицом уменьшена до 15 тыс. гривен.

Также добавлено положение, согласно которому субъекты хозяйствования при снятии наличности с текущих счетов, обязаны на запрос банка предоставить информацию об основаниях осуществления такого вида расчетов.

Причем  НБУ уточняет, что ограничения п. 6 раздела II Положения распространяются и на наличные расчеты, которые осуществляются доверенным лицом субъекта хозяйствования при получении средств под отчет.

Регулятором декларируется, что целью этих изменений является детенизация экономики, уменьшение использование наличности и увеличение доли безналичных расчетов, обеспечение стабильных поступлений наличных средств в банковскую систему.

Необходимо отметить, что проектом данного постановления не предусмотрены изменения в пункт 8 раздела II, согласно которого ограничения расчетов в пунктах 6 и 7 не распространяются на, в частности, оплату труда. Другими словами, расчетов, связанных с оплатой труда эти изменения не коснуться.

К тому же большая часть работодателей уже перешла на выплату зарплат на банковские карты. Практика выплаты заработных плат наличными иногда встречается, но постепенно уходит в прошлое.

А вот могут коснуться выплат в пользу физических лиц, которые не являются работниками, например, оплата услуг адвокатам, которые не являются предпринимателями, а поэтому с точки зрения ст. 55 Хозяйственного кодекса, не являются субъектами хозяйствования.

Проблемой могут стать выплаты, связанные с использованием авторских и смежных прав, прав на торговые марки, которые очень часто зарегистрированые на собственников компаний – физических лиц.

Сложности могут возникнуть и при выдаче кредитов наличными в банках и ломбардах.

Такие изменения также могут ограничить работу схем с использованием ФЛП на едином налоге для обналичивания средств: мало того, что надо будет объяснять, куда ФЛП потратил значительную сумму наличности, так еще и банк может потребовать документы, подтверждающие цели использования наличных средств.

Хоть такие ограничения не влекут глобальных затрат, но для расчетов на сумму более 15 тыс. гривен потребуется либо разбить платеж на два и более дней, либо выполниться его в безналичной форме, для чего необходимо будет открыть счет физическому лицу – получателю. Банк, при этом, может потребовать как разовую комиссию за открытие счета и изготовление банковской карты, так и периодическую комиссию за обслуживание такого счета.

В целом можно сказать, что практика уменьшения объемов наличных расчетов и переход на безналичные расчеты характерна для развитых стран, однако в украинских реалиях может создать неудобства для добросовестных субъектов хозяйствования и, при этом, не иметь эффекта в борьбе с теневой экономикой.

 

старший юрист ЮКК «Де-Юре»
Оносовский Дмитрий Александрович