НДС на сервис в медицине


По общему правилу медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом, конечно, предусмотрен ряд исключений, и одно из самых интересных хотелось бы проанализировать.  Согласно подпункту і) пункта 197.1.5. статьи 197 Налогового кодекса Украины не освобождается от НДС медицинское

Eng
Ua

Ru

НДС на сервис в медицине


2 октября 2019 Загрузить PDF

По общему правилу медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом, конечно, предусмотрен ряд исключений, и одно из самых интересных хотелось бы проанализировать. 

Согласно подпункту і) пункта 197.1.5. статьи 197 Налогового кодекса Украины не освобождается от НДС медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием. Данная норма не нова и существовала с 1998 года, когда постановлением Кабинета Министров Украины № 1602 от 05.10.1998 был утвержден Перечень услуг здравоохранения (в том числе медико-санитарной помощи, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы), операции по предоставлению которых учреждениями здравоохранения, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на предоставление таких услуг, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. «Медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием» пришло к нам оттуда, из 1998 года. В 1999 году появилось разъяснение, что же такое «улучшенное сервисное обслуживание». В совместном письме № 10.03.68/252 от 12.03.1999 (далее – Письмо) Министерство здравоохранения Украины и Государственная налоговая администрация Украины разъяснили, что данный термин применяется только к стационарным учреждениям и отделениям учреждений здравоохранения, в которых кроме медицинского и необходимого бытового оборудования палаты для пребывания больных оборудованы дополнительно телевизорами, телефонами, кондиционерами и иными бытовыми приборами, оборудованием, коврами и т.п., предназначенными для повышения комфортности пребывания, и оплату которых в части определения стоимости таких услуг согласны осуществлять больные. Не может считаться улучшенным сервисным обслуживанием наличие медицинского оборудования любого уровня, наличие холодильника в палате и количество в ней больных. К улучшенному сервисному обслуживанию не относится также оборудование холлов и иных общих помещений холодильниками, телевизорами, мягкой мебелью, коврами и т.п. как в амбулаториях, так и в стационарных учреждениях и отделениях учреждений здравоохранения.

Очевидно, что за 20 лет многое изменилось, и упоминание ковров, телевизоров и кондиционеров вызывает, по меньшей мере, улыбку. Проблема в том, что за эти 20 лет законодателю не пришло в голову вернуться к толкованию понятия улучшенного сервисного обслуживания, и, перекочевав в новый Налоговый кодекс, оно создает поле для разночтений.

Итак, понятие улучшенного сервисного обслуживания в законодательстве не закреплено. Попробуем понять, что вообще можно считать сервисным обслуживанием для целей налогообложения. Как следует из разъяснения, данного в Письме, сама медицинская услуга и все необходимое для ее оказания не относится к сервису. Следовательно, для целей налогообложения сервисное обслуживание – это то, что «вокруг» медицинской услуги, имеет под собой материальную составляющую (так как связано с оборудованием, предназначенным для комфорта), стоимость чего можно определить и выставить для оплаты пациенту.

Важным, по мнению автора, критерием определения «улучшенности» сервисного обслуживания является возможность его выделения в стоимости медицинского обслуживания и согласие пациента оплатить такие «бонусы». То есть, если уровень комфортности пребывания обеспечивается собственником медицинского учреждения и не влияет на стоимость обслуживания, он не может быть отнесен к улучшенному сервисному обслуживанию. Логично – то, что не продается, и стоимость чего не определена, не облагается налогом на добавленную стоимость.

Если мы говорим об улучшенном сервисном обслуживании, то должен быть и вариант стандартного сервисного обслуживания. Следовательно, у пациента есть выбор – доплатить за улучшенный сервис или воспользоваться бесплатным стандартным. В этом плане «улучшенность» сервиса хорошо прослеживается в работе государственных и коммунальных учреждений – за пребывание в более комфортной палате нужно доплатить. Ошибочной является практика автоматического отнесения частных медучреждений к таким, которые являются медицинскими учреждениями с улучшенным сервисным обслуживанием. Как упоминалось выше, уровень комфортности пребывания не обязательно заложен в стоимость и может не оплачиваться пациентом. Поскольку частная медицина заинтересована в оттоке пациентов из медицины бесплатной, вложение ресурсов в создание комфортных условий пребывания призвано продать медицинскую услугу, а не заработать на сервисе.

Интересна также сама формулировка нормы – «медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских учреждениях с улучшенным сервисным обслуживанием». Медицинское обслуживание с улучшенным сервисным обслуживанием или медицинское учреждение с улучшенным сервисным обслуживанием? Если второе, то вполне логичной является необходимость закрепления и документального подтверждения такого статуса. Кто и по каким критериям может определить и присвоить больнице статус медицинского учреждения с улучшенным сервисным обслуживанием? Поскольку большая часть учреждений здравоохранения подчинена Министерству здравоохранения Украины, логичным кажется, что этот вопрос в его ведении. На самом же деле, ни критериев, ни порядка определения уровня сервиса в медицинском обслуживании на сегодня нет. Может ли Минздрав в принципе присвоить такой статус? Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Ни одним нормативно-правовым актом на сегодня не предусмотрено полномочие Министерства здравоохранения определять уровень сервисного обслуживания в медицинском учреждении и присваивать ему статус медицинского учреждения с каким бы то ни было уровнем сервиса. Министерство здравоохранения уполномочено проводить аккредитацию медицинских учреждений, но, как следует из Порядка аккредитации учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением кабинета Министров Украины от 15.07.1997 № 765, аккредитация – это официальное признание наличия в медицинском учреждении условий для качественного, своевременного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения им стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям, то есть вопросы сервиса при проведении аккредитации не охватываются.

По тем же причинам не может принимать решение о том, является ли конкретное медицинское учреждение учреждением с улучшенным сервисным обслуживанием, должностное лицо Государственной фискальной службы. Следовательно, применять норму о налогообложении НДС медицинского обслуживания с улучшенным уровнем сервиса не представляется возможным, кроме случаев, когда медицинское учреждение самостоятельно примет решение об отнесении себя к такой категории и зарегистрируется плательщиком НДС.

 

юрист медицинской практики ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко