Налогообложение маркетинговых услуг


Как правило, при проверках к маркетинговым услугам органы ГФС уделяют особое внимание. Что такое маркетинг, в чем его суть? Как обосновать реальность операции и на что следует обратить внимание плательщику при отображении расходов на маркетинговые услуги, чтобы в ходе проверки

Eng
Ua

Ru

Налогообложение маркетинговых услуг


17 января 2019

Как правило, при проверках к маркетинговым услугам органы ГФС уделяют особое внимание. Что такое маркетинг, в чем его суть? Как обосновать реальность операции и на что следует обратить внимание плательщику при отображении расходов на маркетинговые услуги, чтобы в ходе проверки избежать налоговых рисков?

Маркетинговые услуги обеспечивают функционирование предприятия в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности.

К маркетинговым услугам относятся, в частности, услуги по размещению продукции в местах продажи; изучению, исследованию и анализу потребительского спроса; внесению продукции (работ, услуг) в информационные базы продажи; сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).

Такой вид маркетинговых услуг как маркетинговые исследования – это изучение всех вопросов, которые касаются маркетинга. Целью такого изучения является получение маркетинговой информации в виде характеристики рынка, выводов и рекомендаций для последующего внедрения в хозяйственную деятельность и, соответственно, достижения поставленных целей и задач.

Мерчандайзинг и дистрибуция — виды маркетинговых услуг, которые получили достаточно широкое распространение.

Мерчандайзинг является видом маркетинга, который способствует интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала. Он представляет собой услугу по удачному размещению товаров в торговом зале, оригинальному оформлению прилавков и витрин, организации презентаций с раздачей сувениров, предоставлением скидок и льгот.

Дистрибуция включает в свое понятие организацию движения товаров от производителя к покупателю путем распределения товаров для продажи по сети сбыта. Дистрибьюторы – это лица, которые занимаются сбытом товаров поставщика на определенной территории.

Вне зависимости от вида маркетинговых услуг они подпадают под общее определение поставки услуг, установленное пп. 14.1.185 Налогового кодекса Украины. Под поставкой услуг подразумевается какая-либо операция, не являющаяся поставкой товаров, в частности предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности. Это определение перекликается по смыслу с определением, содержащимся в ч. 1 ст. 901 Гражданского кодекса относительно договора о предоставлении услуг.

Расходы на маркетинговые мероприятия всегда находились под пристальным вниманием контролирующих органов, поэтому подход к документальному оформлению должен быть особенно скрупулезным. То есть необходимо подтвердить связь маркетинговых мероприятий с хозяйственной деятельностью предприятия. Для того, чтобы при проверке избежать рисков признания маркетинговых услуг нереальной операцией, следует вдумчиво оформить следующие документы:

1.Приказ который создается руководителем предприятия в произвольной форме, содержит информацию о необходимости проведения маркетинговых мероприятий (например, в целях анализа потребительского спроса), указывается период проведения, место, название и вида продукции, категорию потенциальных потребителей, список сотрудников, ответственных за проведение мероприятия; порядок подачи отчетов, актов выполненных работ (если маркетинговые мероприятия проводятся сторонней организацией). К приказу можно приложить план проведения маркетинговых мероприятий.

2. Договор на оказание маркетинговых услуг содержит информацию об общем перечне услуг и общих условиях их выполнения, при этом конкретные задачи, сроки их исполнения, условия, место проведения и т. п. прописываются в отдельных допсоглашениях. Данный вариант удобен, если планируется долгое сотрудничество между заказчиком и исполнителем, либо конкретные задачи, сроки, условия, цены, место проведения и т. п. применяется для варианта, если исследования заказываются разово (при последующем сотрудничестве нужно будет оформить новый договор).

Так же, при оформлении договора об оказании мерчандайзинговых услуг следует учесть, некоторые особенности. В частности, в таком договоре помимо обычных условий рекомендуется указывать адреса торговых точек, где будут проводиться мерчандайзинговые мероприятия; время (дни, часы) прихода мерчандайзера для оформления мест продаж, процедуру подтверждения его полномочий, порядок ведения учета его работы в торговой точке.

Есть особенности и у договоров, заключаемых с дистрибьюторами. За услуги дистрибуции, как правило, выплачиваются поощрительные выплаты. Поэтому во избежание спорных ситуаций рекомендуется в договоре с дистрибьютором предусмотреть полный перечень оснований для таких выплат. Например, таким основанием может быть отчет или протокол о достижении дистрибьютором экономических показателей, установленных договором с ним.

3. Акт оказанных услуг (приема-передачи услуг) или другой документ, подтверждающий фактическое предоставление таких услуг.

4. Отчет о проведении маркетинговых исследований содержащий информацию касательно оценки уровня конкуренции на оптовом и розничном рынках продажи по результатам проведенного анализа, тенденций развития рынка, динамики изменения цен, ассортимента продукции (товара), анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияние на рынок, потенциальных потребителей и количественных показателей (емкость рынка) планируемой продажи, прогнозный план продаж, оценка рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта, прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта, выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.

Для целей налогового законодательства маркетинг — это услуга, потребляемая в процессе выполнения определенных действий. Главной задачей предприятия является отображение в документах информации, на основании которой, четко просматривается состав и объем приобретенных услуг, т. е. конкретизированный состав маркетинговых услуг, а также связаны ли вообще такие услуги с деятельностью плательщика, и была ли в них экономическая целесообразность.

 

Автор: Валерия Орловская, руководитель налоговой практики ЮКК «Де-Юре».