Мы всё надеемся на чудо

На чудо русское авось…

Как это не печально, но большинство чиновников, во все времена, стремились к тому, чтобы заработать много денег или, в крайнем случае, заработать достаточно. Правда, мечты и стремления бывают разные, а уж потаенные и не описать. Каждый слуга народа пытается по-своему их реализовать.

С недавнего времени нашим клиентам начали приходить требования Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области (далее — Инспекция), о предоставлении объяснений и документов по случаю обнаружения Инспекцией признаков нарушения клиентом статьи 15 Закона Украины «О рекламе». Последняя, напомним, устанавливает правила рекламы услуг, которые предоставляются с использованием электросвязи.

Инспекция считает, что размещение контактного номера телефона (городской или мобильной сети) на собственной рекламе субъектом хозяйствования, без указания платности или безоплатности использования канала телефонной связи при предоставлении рекламируемой услуги, является нарушением закона. Как следствие, работники Инспекции не брезгуют составлять требования о предоставлении им объяснений, макета рекламы, и расходных документов подтверждающих ее стоимость. Составление такого требования еще не означает, что к субъекту хозяйствования будут применены штрафные санкции за нарушение закона, но уже само непредоставление предпринимателем документов, указанных в требовании, может стать основанием для наложения штрафа в 1700 гривен.

Вот пример рекламы, которую Инспекция считает незаконной:

2

Но ведь это же абсурдно, возмутитесь Вы. Да, да, именно так.

Исходя из содержания статьи 15 Закона Украины «О рекламе», предметом ее правового регулирования является размещение рекламы услуг с использованием электросвязи, в том числе телефонной. К другим видам рекламы требования этой нормы права не применяются.

Как усматривается из содержания статьи 901 Гражданского кодекса Украины, главным признаком услуги является то, что она потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

В соответствии с положениями подпункта 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины, поставка услуг — любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или иная операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставление других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

Таким образом, под предоставлением услуги с использованием электросвязи следует понимать потребление лицом определенного блага в результате совершения исполнителем услуги определенных действий или деятельности непосредственно в момент использования электросвязи.

Исследовав содержание вышеприведенной наружной рекламы, можно установить, что салон красоты не проводит рекламы услуг с использованием электросвязи, в том числе телефонной. Объектом рекламы в данном случае выступает салон красоты, в котором осуществляется предоставление бытовых (парикмахерских) услуг. Никакой информации о предоставлении субъектом хозяйствования дополнительных услуг с применением электронной связи, в том числе телефонной, или продажи этих услуг с помощью такой связи из содержания рекламы не усматривается. Кроме того, приведенный в рекламе номер телефона не является средством, с помощью которого предоставляется услуга, а является средством связи с салоном красоты.

Довольно сильная правовая позиция. Но что самое интересное — Инспекция осведомлена о ее существовании. Ведь именно при участии Инспекции в качестве ответчика, Одесский окружной административный суд удовлетворил иск об отмене решения Инспекции о наложении штрафа, на добросовестного предпринимателя (постановление от 07.08.2013 года по делу № 815/4955/13-а, ЕГРСР — 32849010). Решение вступило в законную силу.

Так для чего же, спросите Вы, Инспекция продолжает рассылать предпринимателям незаконные требования?

Наш вывод следующий. Поскольку штраф за нарушение положений статьи 15 Закона Украины «О рекламе» очень даже не маленький (5-ти кратный размер стоимости распространения рекламы), не составить требование грешно. А поскольку не все досконально знают законы — требования пишут на авось. Авось пройдет.

Авось исконно русское слово. Наречие сие есть индикатор мотивации русского человека пустить всё на самотёк в извечной надежде, что «пронесёт» и, по воле слепого случая либо благодаря вмешательству неведомых сверхъестественных сил, любая недоделка будет исправлена, а всякая беда обойдёт за сто вёрст.Авось был, есть и будет основным мотивом деятельности русского человека.

Авось предприниматель окажется без юридической поддержки, и пойдет на контакт с представителями Инспекции. Авось письмо на бланке Инспекции настолько устрашит предпринимателя, что он добровольно решит уплатить штраф. Не исключается и то, что предприниматель действительно решит что нарушил закон, ведь он видел по телевизору, что под номером телефона мелким шрифтом пишут информацию о стоимости звонка, а на его рекламе такой информации нет.

Кто-то скажет что все это происходит в виду отсутствия ответственности инспекторов за предъявление неправомерных требований, нанесение ущерба предпринимателю; что инспекторы незаконно расходуют бюджетные средства на составление и доставку таких требований; что у инспекторов очень маленькая зарплата, и таким образом они пытаются получить незаконную выгоду от субъектов хозяйствования. Мы не станем отрицать.

А ведь это только одно из возможных нарушений, которое могут усмотреть в деятельности субъекта хозяйствования, и только один контролирующий орган. Наш Вам совет — консультируйтесь с юристом по поводу всех полученных требований и решений государственных органов. АВОСЬ получится оставить свои деньги при себе.

Автор

Андрей Павлишин