Льготы по уплате ЕСВ в новом законе «О занятости населения»

Льготы при создании дополнительного рабочего места на предприятии, и трудоустройстве
на такое место безработного, существовали еще до принятия нового закона «О занятости
населения» (далее — Закон), и вступления его в силу.

Новый механизм получения льгот немного видоизменился по отношению к старому, и
обзавелся новыми юридическими и бухгалтерскими подводными камнями.
Согласно ст.26 Закона, работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место1
граждан, отмеченных в части первой статье 14 Закона (кроме тех, которые определены пунктом
7 части первой статьи 14), и которым предоставлен статус безработного2, за направлением3
территориальных органов центрального органа исполнительной власти, которые реализуют
государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (Государственная
служба занятости Украины), сроком не меньше чем на два года ежемесячно компенсируются
фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное
страхование за соответствующее лицо за месяц, за какой он оплачен.
Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства лица за
счет средств, предусмотренных в бюджете, в определенном Кабинетом Министров Украины
порядке (см. конец консультации).

uvolnenie-sotrudnika

В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация,
поинициативе работодателя или по соглашению сторон к окончанию двухгодичного срока со
дня трудоустройства, сумма выплаченных средств возвращается в полном объеме в бюджет,
или на его рабочее место за направлением территориального органа центрального органа
исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере занятости
населения и трудовой миграции, в пределах двухгодичного срока трудоустраивается другой
безработный.
В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по соглашению
сторон4 на его рабочее место за направлением территориального органа центрального органа
исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере занятости
населения и трудовой миграции, в пределах двухгодичного срока трудоустраивается другой
безработный.
Компенсация не выплачивается в случае, когда работодатель:
1)
имеет задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное
государственное социальное страхование и/или страховых взносов на общеобязательное
государственное пенсионное страхование;

2)
признан в установленном порядке банкротом или относительно него
возбуждено дело о банкротстве.

Согласно ч.2 ст.27 Закона, субъектам малого предпринимательства5, которые
трудоустраивают безработных сроком не меньше чем на два года за направлением
территориального органа центрального органа исполнительной власти, который реализует
государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на новые рабочие
места в приоритетных видах экономической деятельности6, ежемесячно компенсируются
фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное
страхование за соответствующее лицо за месяц, за какой он оплачен.
Относительно же Порядка компенсации ЕСВ из бюджета, то до настоящего времени
он не утверждался! Таким образом, на сегодняшний день, субъекты хозяйствования не смогут
получить компенсацию по трудоустроенным на новое рабочее место.
Продолжим консультацию, исходя из проекта Порядка, который есть в открытом доступе
в сети (мы склонны считать, что утвержденный Порядок не будет сильно отличаться от его
проекта).
Коротко о основных нормах проекта.
Ко всем вышеизложенным требованиям, дабы получить компенсацию ЕСВ, работодатель
обязан еще и ежемесячно осуществляют выплату заработной платы в размере не менее трех
минимальных заработных плат за каждое такое лицо ( на сегодняшний день — 3441 грн.)
, трудоустроенное на новое рабочее место, в течении 24 месяцев с дня заключения трудового
договора.
Для получения компенсации работодатель до истечения 12 месяцев с даты заключения
трудового договора с лицом, трудоустроенном на новое рабочее место, подает в орган
Пенсионного фонда Украины, в котором он состоит на учете как плательщик единого взноса,
анкету о выполнении условий, предусмотренных Порядком.
Орган Пенсионного фонда Украины в течение пяти рабочих дней со дня получения
анкеты, направляет территориальному органу Гоструда запрос подтверждения информации,
указанной в анкете. Территориальный орган Гоструда не позднее месячного срока со дня
получения запроса подтверждает данные о создании новых рабочих мест (в том числе по
результатам проведенных проверок) путем информирования соответствующего органа
Пенсионного фонда Украины.
Для определения права на получение работодателем компенсации орган Пенсионного
фонда Украины использует данные работодателей, содержащиеся в отчете о суммах
начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование,
утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины, в частности
о количестве созданных рабочих мест и заключенных трудовых договоров с лицами,
трудоустроенными на такие рабочие места, и информацию территориальных органов Гоструда.
Решение о выплате компенсации работодателю, принимается органом Пенсионного фонда
Украины в течение десяти календарных дней после получения информации от территориального
органа Гоструда (Итого — 1,5 мес., со дня подачи анкеты).
Выплата компенсации осуществляется ежемесячно в течение 12 календарных месяцев
за период после завершения 12 календарных месяцев со дня заключения трудового
договора7 с лицом, трудоустроенном на новое рабочее место, после поступления отчета о
суммах начисленного единого взноса, путем перечисления безналичных денежных средств с
отдельного счета органа Пенсионного фонда Украины на банковский счет работодателя,
указанный в его анкете.
В период выплаты компенсации работодатель обязан сохранять уровень заработной
платы трудоустроенного на новое рабочее место лица, в размере не менее трех минимальных
заработных платы.

Право на получение компенсации сохраняется за работодателем и в случае, если трудовой
договор (контракт) с работником, трудоустроенным на новое рабочее место расторгнут и
заключен с новым работником, трудоустроенным на это рабочее место, при условии, что
уровень заработной платы в одном календарном месяце составлял не менее трех минимальных
заработных платы суммарно за такими трудовыми договорами (контрактами).
Пенсионный фонд Украины на основании сведений, полученных от подведомственных
управлений, обеспечивает выплату компенсации в пределах ассигнований из
Государственного бюджета Украины8, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда
Украины на соответствующий год.
И изюминка Порядка — компенсации подлежит лишь 50 % от суммы ЕСВ,
уплаченной работодателем за второй год работы трудоустроенного лица.

За что боремся, товарищи? Или бухгалтерская сторона вопроса.
Итак, предположим, что Вы наняли нового безработного, соблюли все вышеописанные
условия, компенсация в бюджете есть, Ваша анкета рассмотрена и одобрена, каким будет размер
компенсации?
1. Согласно ч.5 ст.8 Закона Украины «О сборе и учете ЕСВ», берем ставку ЕСВ по
наименее опасному виду деятельности — 36,76 % от зарплаты.
Так, как компенсацию будут выплачивать с 2014 года, с целью осуществления расчётов
берем минимальную зарплату на уровне 1230 грн. (плановый).
Сумма компенсации = 1230*3*0,3637/2 = 671,02 (шестьсот семьдесят одна) гривна в месяц.
За год — 8052,31 (восемь тысяч пятьдесят две) гривны.

Сумма расходов за 2 года (именно столько нужно «держать» работника) на уплату ЕСВ:
1150 (мзп. за первый год)*3*0,3637*12 + 1230 (мзп. за второй год)*3*0,3637*12= 31161,81
(тридцать одна тысяча сто шестьдесят одна) гривна.
Сумма расходов за 2 года на уплату ЕСВ, если платить работнику только мзп., и не
участвовать в компенсации — 10387,27 (десять тысяч триста восемьдесят семь).

Ожидаемые убытки от использования схемы с компенсацией — 12722,23 (двенадцать
тысяч семьсот двадцать две) гривны за 2 года.
Таким образом, право на трудоустройство безработных с последующей компенсацией
части ЕСВ выгодно только тем налогоплательщикам, которые официально платят работникам
зарплату втрое выше минимальной.

1. Новое рабочее место — рабочее место, которое создано в связи с созданием нового субъекта
предпринимательства (кроме того, который создан путем прекращения) или увеличением штатной численности
работников, при условии отсутствия сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12
месяцев, а также созданного путем модернизации или изменения технологии производства, которые нуждаются в
применении новых знаний, навыков и умений работника.
2. Безработный — лицо в возрасте от 15 до 70 лет, которое из-за отсутствия работы не имеет заработка
или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готовое и способно
приступить к работе.
Зарегистрированный безработный — лицо работоспособного возраста, которое зарегистрировано в
территориальном органе центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную
политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (т.е. ЦЗ), как безработное и готовое и способное
приступить к работе.
3. Т.е. обязательно должно быть направление Государственной службы занятости Украины ( в лице
местного Центра занятости).
4. Здесь имеется в виду не увольнение по соглашению сторон, а направление нового работника

осуществляется по соглашению сторон (ЦЗ, работодателя и нового работника).
5. ФЛП или ЮЛ, с доходом не более 10 млн. евро, и количеством работников не более 50 человек.
6. Перечень таких видов на сегодня еще не утвержден. Поэтому, статья 27 Закона бесполезная. На данный
момент перечень приоритетных видов экономической деятельности только разрабатывается на уровне
Министерства социальной политики Украины.
7. Т.е. не за первый год трудоустройства, а за второй год трудоустройства.
8. Т.е. совсем не факт, что Вам компенсируют ЕСВ. Нет денег в бюджете — нет компенсации. Не
правильно заложили сумму компенсации в бюджет — нет компенсации за последние месяцы года.

07.02.2013г.
Автор консультации
Андрей Павлишин