В ЮКК «Де-Юре» поступил  запрос о юридической консультации для информационного ресурса FinMaidan. Поводом для подачи запроса стало размещенное на сайте Генеральной прокуратуры Украины сообщение о внесении в Единый реестр досудебных расследований сведений об уголовном правонарушении, совершенном должностными лицами (членами наблюдательного совета и правления) ОАО «Государственный сберегательный банк» (далее Ощадбанк).Oshad-bank

Юристам были поставлены следующие вопросы:
1. Как можно проверить был ли оплачен такой перелет за свои деньги или как то по другому?
2. Как эти вещи технически проверяются?
3. Какие последствия могут быть по такому разбирательству?

На поставленные вопросы отвечает юрист ЮКК «Де-Юре» Роман Бондарев.
Сообщение на сайте Генеральной Прокуратуры Украины о внесении данных в ЕГРДР очень конкретное, названа точная сума и форма получения дохода от третьих лиц. Указанное позволяет предполагать, что правоохранительным органам уже точно известен источник оплаты указанных авиабилетов. Способ установления ведомостей об источниках денежных средств, за которые были приобретены авиабилеты, зависит от способа оплаты: наличный или безналичный. Учитывая тот факт, что должностными лицами Ощадбанка доход получен от юридических лиц, то можно предполагать, что билеты приобретались по безналичному расчету.
Получение информации о безналичном расчете так или иначе будет связанно с раскрытием банковской тайны. И возможность ее раскрыть у правоохранительных органов есть. Например, правоохранительные органы могут раскрыть банковскую тайну путем обращения в суд с заявлением о раскрытии банковской тайны в порядке статей 287-290 Гражданского процессуального кодекса Украины. Но следует полагать, что в данном конкретном случае ведомости о правонарушении были получены не этим способом.
Как негласное следственное действие в рамках уголовного производства Национальным антикоррупционным бюро Украины мог быть осуществлен мониторинг банковских счетов указанных должностных лиц Ощадбанка или третьих лиц в порядке статьи 269-1 Уголовного процессуального кодекса Украины. При наличии обоснованного подозрения по уголовным производствах, отнесенных к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины, прокурор может обратиться к следственному судье для вынесения решения о мониторинге банковских счетов в порядке негласных следственных действий. Согласно постановлению следственного судьи о мониторинге банковских счетов банк обязан предоставлять Национальному антикоррупционному бюро Украины в текущем режиме информацию об операциях, осуществляемых на одном или нескольких банковских счетах. Указанные признаки правонарушения, совершенного должностными лицами Ощадбанка, могли быть обнаружены в следствии мониторинга счетов как при наличии обоснованного подозрения в совершении данного деяния, так и при расследовании иных правонарушений, не целенаправленно, случайно.
При сохранении инкриминируемого правонарушения в таком виде, а именно части второй статьи 364 Уголовного кодекса Украины, должностным лицам Ощадбанка грозит лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан и со специальной конфискацией.
В зависимости от обстоятельств дела не исключена переквалификация на часть вторую статьи 368 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со специальной конфискацией.