Почему банковскую тайну с ее «шпионскими секретами» Америка и Европа оставила в прошлом? Как это повлияет на Украину? Насколько трудно «скрывать» деньги в глобальном мире? Какие изменения светят оффшорам как массовому продукту? С этими вопросами журнал «Власть денег» обратился к Григорию Трипульскому, управляющему партнеру ЮКК «Де-Юре».

Недавно еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московиcи заявил о том, что в Европе покончено с банковской тайной. Поскольку к услугам оффшоров прибегают не только для налоговой оптимизации, но и для сохранения анонимности, к этому моменту должна была произойти серьезная перестройка оптимизационных схем со стороны украинских пользователей. Каким образом поменялись оптимизационные схемы за последние несколько лет?

— Действительно, банковской тайны в ее первоначальном виде с кодированными счетами, счетами на предъявителя и прочими «шпионскими секретами» уже нет. Европа постепенно пришла к тому, что любой налоговый орган может получить информацию о счетах своего гражданина в автоматическом режиме, а не через запросы или уголовные дела. Украина пока еще не входит в перечень стран, которые обмениваются такой информацией, но это произойдет в скором времени.

Решение об открытии банковской тайны и его имплантации принято два с небольшим года назад. Весь этот период основной тенденцией оффшорной сферы был уход от классических оффшоров в сторону трастовых компаний (для крупных игроков) и легализация денежных средств мелким и средним бизнесом. Мир становится все прозрачнее, и «прятать» деньги все сложнее и дороже. Времена, когда оффшоры были массовым продуктом медленно, но верно подходят к концу. Останутся крупные клиенты, у которых будут многоуровневые схемы, позволяющие «спрятать» бенефициара. В обратном случае придется рисковать и держать деньги в неблагонадежных банках, различных финансовых компаниях или в криптовалюте.

Британская Tax Justice Network в своем отчете Financial Secrecy Index указала, что с 2015 по 2018 гг. США увеличили свою долю на рынке оффшорных финансовых услуг на 14%. В общей сложности на США приходится 22,3% мирового рынка оффшорных финансовых услуг. Как за это время в целом перераспределился рынок оффшорных финансовых услуг и почему?

— Дело в том, что первыми «ломать» банковскую тайну начали именно американцы. Они требовали и добились своего. Теперь гражданин США не может открыть счет ни в одном банке мира так, чтобы об этом не знала налоговая служба. При этом, добившись такого результата, США сами не сообщают другим странам об открытии счетов их гражданами в США (по крайней мере, в автоматическом режиме). Таким образом, США превратились в самый большой мировой оффшор для европейцев. Возможно, именно этим вызвано увеличение доли этой страны на рынке оффшорных услуг.

В конце 2017 года ЕС впервые опубликовал список стран, которые «не сотрудничают» с Евросоюзом в вопросах налогообложения (PDF). Можно ли рассматривать это событие как очередной ход войны за контроль над оффшорами, с одной стороны? А с другой  — за контроль над деньгами, утекающими в оффшоры?

— Безусловно. Принятие такого списка предшествует различным санкциям к этим странам с целью открытия информации. На мой взгляд, раньше или позже информация о счетах европейцев в этих странах станет полностью доступной. Это вопрос времени.

Какие шаги могут предпринимать государства – мировые лидеры, чтобы сохранить контроль над оффшорами или наоборот снизить возможность использования оффшоров своими резидентами?

— Многие классические оффшорные страны (Белиз, BVI и другие) уже теряют свой оффшорный статус именно из-за давления США и Европы. Открыть счет для компаний из этих стран становится практически невозможным. Банки, открывающие такие счета, подвергаются всяческим проверкам. После недавнего краха банка ABLV (Латвия) из-за давления, связанного с непрозрачностью банка, многие пересмотрят свои позиции в пользу «белых» и «прозрачных» денег и клиентов. Думаю, что 2018 год имеет все шансы стать годом конца оффшоров.

Существует мнение, что Common Reporting Standard (CRS) создана для того, чтобы информацией обменивались только страны с высоким уровнем доходов. Богатые страны могут отслеживать недостающие налоговые поступления, при этом ситуация почти не меняется для бедных стран, которым такие данные очень нужны.  Каковы шансы для Украины в обозримом будущем получить возможность эффективно отслеживать оптимизационные схемы, и, что не менее важно, вывод капитала коррумпированными чиновниками?

— Мнение о доступности информации только для развитых стран не совсем верно. Все страны могут получать информацию и привилегий для кого-либо не существует. Однако страны с высоким уровнем доходов вкладывают больше времени и ресурсов для того, чтобы получить информацию о своих гражданах, уклоняющихся от уплаты налогов в оффшорах. Напротив, такие государства как Украина, не могут навести порядок с уплатой налогов в собственной стране. Многочисленные скандалы со счетами наших чиновников за границей, к сожалению, ничем не окончились, кроме шумихи в прессе. Кто реально за это ответил перед законом? И это не столько вопрос непрозрачности иностранных активов, сколько проблема внутреннего функционирования правоохранительной и судебной системы Украины.

 

Управляющий партнер ЮКК «Де-Юре» Григорий Трипульский.