evropav

Кому и как жмет евробляха на авто?  

Новый политический сезон начался массовым протестом водителей против «наведения порядка» с ввозом, растаможкой и льготными тарифами на авто. Возмутило водителей заявление властей о закрытии границы для машин с иностранной регистрацией. Люди требуют узаконить уже ввезенные машины и сократить расходы на довольно дорогую растаможку. В то же время Парламент грозит принятием законопроектов, что ужесточат авто «беспредел».

Насколько правомочны требования водителей? Как обойтись без дискриминации авто из Европы и их собратьев в Украине? На вопросы ubr.ua отвечает адвокат ЮКК «Де-Юре» Андрей Павлишин.

 

— Почему изменения так возмутили «евробляхеров»? Ведь до этого авто ввозили в Украину и все делали вид, что закона не нарушают?

— На сегодня, насколько мне известно – нет даже подписанного со стороны «евробляхеров» меморандума. Водители отклонили нововведения, предложенные  председателем комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной. Речь идет о стоимости растаможки в 1000-1400 евро, запрете на дальнейший ввоз таких транспортных средств в Украину и сроках принятия соответствующего закона.

Но и схему Южаниной практически невозможно реализовать. Для того, чтобы растаможить транспортное средство по «спецтарифу», нужно быть его собственником. Реальная ситуация на рынке авто прямо противоположная. Абсолютное большинство нерастаможенных автомобилей находится в собственности нерезидентов – латвийских и польских компаний, граждан Евросоюза. Протестующие, в зависимости от схемы временного завоза, являются или доверенными лицами, или «работниками» собственников таких транспортных средств. Таким образом, чтобы растаможить евроавто по новым акцизам – нужно будет приобретать на него право собственности. В некоторых странах это невозможно без предъявления авто в регистрационный орган и получения транзитных номеров.

В целом, ситуация с протестующими напоминает протест рыб, заглотнувших наживку. Так было с «прославившимися» банком Михайловским, Элитацентром, и снова происходит. Да, в законе была лазейка, позволяющая ввозить такие автомобили. И этим обходным путем начали массово пользоваться, но закон четко определяет срок временного ввоза транспортного средства иностранной регистрации. В самом начале, когда автомобиль пересекал границу Украины, водитель должен был понимать: через определенное время машину нужно будет вывезти из страны.

— Насколько быстро может появиться законопроект о льготах на растаможку? Проголосуют ли за него нардепы?

— Это тяжело прогнозировать. Законопроект можно написать за ночь и за 2 дня протащить его через все комитеты и Раду. Вопрос только в его качестве.

— Что даст такой закон? Как он будет работать, каких авто коснется?

Четко сказать об этом можно будет только при наличии законопроекта. Вариантов решения проблемы еврономеров очень много.

— По словам Южаниной, он коснется только тех авто, что уже ввезены в Украину, с определенным годом выпуска. Не ущемит ли это права других автомобилистов? Не будет ли закон противоречить нынешнему законодательству?

— Теоретически это возможно. Как и генпрокурор, не имеющий юридического образования. Но на практике введение сниженного акциза для уже находящихся на территории Украины временно ввезенных транспортных средств действительно нарушит права тех граждан, кто не успел ввезти для себя автомобиль. Это, среди прочего, нарушит принцип равенства налогоплательщиков и создаст дискриминацию по срокам ввоза автомобиля.

Да и это не решит проблему полностью. Запретить временный ввоз авто даже теоретически нельзя. Это прямое нарушение Стамбульской конвенции и взятых Украиной международных обязательств. И если представить, что одни смогут ввезти, но не смогут растаможить из-за ограничения по дате ввоза, то каждые 2 года мы снова будем получать такой евроавтомайдан, с требованиями «подвинуть» граничную дату ввоза.

— Смогут ли другие автомобилисты через суд добиться льготной растаможки?

— Все зависит от конкретных формулировок закона. Но если будет допущена дискриминация налогоплательщиков – то не смогут. Закон суров, но он закон.

— Устроит ли автомобилистов сумма растаможки в 1-1,4 тыс. евро?

— Учитывая то, что евроавтомобили дешевле зарегистрированных в Украине собратьев в среднем на 3000-5000 долларов, то такая сумма могла бы устроить многих. Вопрос сейчас в пожеланиях организаторов акции.

Очевидно, лазейкой в законе стали слишком часто пользоваться. В итоге бюджет страны несет существенные потери. В интересах государства навести порядок с легализацией авто с иностранной регистрацией. Каким будет этот порядок – покажет время. В идеале он должен исключать дискриминацию плательщиков налогов, пополнять госбюджет и не тормозить развитие авторынка.

ubr.ua/market/auto/voditeli-na-evrobljakhakh-otkazalis-ot-nalohovykh-lhot-chto-teper-budet-3853112