Децентрализация и земельная самостоятельность: общины готовы, чиновники держатся за власть!

Укрепить экономику на местах и стимулировать децентрализацию, создание базового уровня местного самоуправления. Такие задачи должно выполнить решение Кабмина о передаче госземель за пределами населенных пунктов в распоряжение местных общин. В перспективе это делегирует большую ответственность местной власти и поспособствует развитию сельских территорий. А это рабочие места, заполненные детсады и школы, социальная защита.

Насколько эффективен такой способ передачи земли? Не вызовет ли он конфликтов между претендентами? Какие сложности может выявить практика? На вопросы ubr.ua отвечает старший юрист, адвокат ЮКК «Де-Юре» Алёна Берназ.

 

— Вопрос о передаче госземель за пределами населенных пунктов в распоряжение местных общин рассматривается еще с 2015 года, с даты принятия закона о создании ОТО (объединенных территориальных общин). Чем больше ОТО создавалось, тем острей становилась эта проблема. Общины открыто заявляют о желании экономической самостоятельности.image1

Раннее сельсоветы объединялись в ОТО и получали государственные субвенции на развитие инфраструктуры района. МВФ выделил крупные суммы на развитие школ и промышленности по разным программам, в том числе банков ЕБРР и МБРР.

На сегодняшний день земельные участки за переделами населенного пункта курирует область. Однако в случае передачи в ОТО, распоряжаться ними уже будет местная власть.

До разграничения земель коммунального и государственного фонда сельсоветы заключали договора аренды на земли за пределами населенного пункта по переходным положениям ЗКУ без утверждения областной администрацией.

Печально, но факт: распоряжение землями государственной формы собственности за пределами населенных пунктов – одновременно самая масштабная и самая коррупционная составляющая системы землепользования в Украине. Так что в этой сфере давно нужны были реформы, снижающие уровень коррупции при землеотводе.

На сегодня государство управляет 92% таких земель, и только 8% находится в коммунальной собственности.

Согласно статьям законопроекта, функции распоряжения землями районные госадминистрации перебирают на себя там, где не сформированы ОТО.

image2

 

Инфографика по состоянию на 10.01.2018 г.:

Конкуренция за земли – нормальный процесс. Но перспектива упустить земельные участки из-под своего влияния может способствовать «шагу назад». У чиновников райадминистраций будет соблазн блокировать процесс создания и объединений ОТО и дестабилизировать его для сохранения своих полномочий.

Сейчас идет борьба за власть. Чиновники не могут договориться между собой, с какими районами им стоит объединяться.

По словам представителей Госгеокадастра, начались попытки фактической передачи земельных участков в ОТО. Но пока только на словах. В перспективе, по заверениям законодателей, уровень доходов ОТО при создании таких увеличится в десятки раз. Земельная самостоятельность общин, согласование с ними передачи земли для любых целей сыграет здесь важную роль.