Новые правила игры в «Монополию».  Любимчиков больше нет.

 

Контроль Антимонопольного комитета Украины за предоставлением предприятиям государственной помощи – такое нововведение ждет предпринимателей этой осенью. Это требование Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, что начинает полноценно действовать с 1 сентября 2017 года. Цель АМКУ – соблюдение здоровой конкуренции на рынке, без монополии избранных и «любимчиков».  К чему нужно быть готовым  предприятиям? О каких мерах поддержки бизнеса нужно сообщать, а какие закон считает допустимыми? Готова ли нормативная база к новым правилам?  

На вопросы ubr.ua отвечает старший  юрист ЮКК «Де-Юре» Александр Гун.

 

— Предприятиям необходимо самим сообщать АМКУ о получении государственной помощи или это полномочия государства? Какие виды помощи подпадают под такой контроль, а какие – нет? Зависит ли это от суммы?

 

— В стране создана новая система согласования с АМКУ получения государственной помощи субъектами хозяйствования. Законодательная база для этого — ЗУ  «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который вступил в полную силу 2 августа 2017 года. Закон разделяет государственную помощь на новую и действующую. Соответственно, субъект хозяйствования, после вступления закона в силу, при получении новой государственной помощи должен сначала согласовать ее с АМКУ. Значит, это обязанность предприятия или фирмы – уведомить Антимонопольный комитет о намерении получить финансовую помощь от государства.  

Как поясняет вышеуказанный закон, уведомлению АМКУ не подлежит государственная помощь одиночному субъекту хозяйствования, если её общий размер за 3 года не превышает сумму в гривнах, эквивалентную 200 тысяч евро, по официальному курсу НБУ. Если перевести эту сумму в гривны по нынешнему курсу, то это около 6 миллионов гривен.

 

— Какое наказание предусмотрено для тех, кто проигнорирует новые требования? Можно ли его избежать и как?

 

— Да, наказание есть. Если АМКУ установит получение незаконной государственной помощи (по сути, недопустимой для конкуренции), у Антимонопольного комитета будут  законные основания вернуть такую государственную помощь (или отказать в согласовании её получения) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка возврата незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции». Варианты ухода от наказаний станут ясны тогда, когда начнётся правоприменительная практика, прежде всего судебная. Навскидку приведу пример ухода от контроля, который используется уже сейчас. Это схемы дробления получаемой государственной помощи. То есть крупную государственную помощь можно разделять на суммы до 200.000 евро между несколькими субъектами хозяйствования (частая практика для ухода от тендеров через ProZorro).

 

Скажите, АМКУ уже беспокоит бизнес проверками? Есть ли все необходимые нормативные документы для таких проверок или, как часто бывает, что-то еще надо принять в срочном порядке?

 

—  Пока я не располагаю информацией о самостоятельных проверках предпринимателей со стороны  АМКУ, в соответствии с новыми полномочиями. Тут всё будет зависеть от количества фактов получения субъектами хозяйствования новой государственной помощи. Нормативная база на этот раз в порядке. Считаю, что к вступлению названного закона в полную силу АМКУ подготовилось лучше, чем многие другие государственные органы в подобных ситуациях. Например, АМКУ принят «Порядок рассмотрения дел о государственной помощи субъектам хозяйствования», который предусматривает процедуру подобного контроля и порядок реализации полномочий АМКУ в этом правовом поле. Заверяю, что практикующие в сфере антимонопольного права юристы и юридические компании всегда готовы принять сторону хозяйствующего субъекта, если ему понадобится защита.

Резюмируя, подчеркну: новый вид контроля, норма для Европы, нельзя воспринимать как дополнительное препятствие на пути развития отечественного бизнеса. Наоборот, это требование Соглашения Ассоциации Украины с ЕС должно навести порядок в сфере получения компаниями государственной помощи, исправить перекосы, связанные со «своими» фирмами, создать равные правила игры для всех участников рынка.