С 1 октября вступила в силу «вторая волна» договоров медицинских учреждений с Национальной службой здоровья Украины. На основании этих договоров граждане, подавшие декларации о выборе врача, смогут бесплатно получать первичную помощь. Зачем подавать декларации, как сменить врача – ответы на эти вопросы дает юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.

42424649_1972421499513898_2419682843971026944_n

  1. Зачем вообще подавать декларацию?

Государство проводит реформу системы здравоохранения с тем, чтобы оно платило больнице не из расчета количества прописанного населения, а из расчета того, сколько пациентов обслуживает конкретный врач, работающий в конкретном медучреждении. Именно по заключенной декларации государство Вас «учитывает» и выделяет деньги на Ваше обслуживание. Если декларацию Вы не заключили, значит, в деньгах государства Вы не нуждаетесь, значит, получаете услуги за свой счет. В будущем к реформе подключится вторичная и третичная помощь, в таком случае не заключив декларацию, Вы не сможете получить направление на бесплатную для Вас консультацию узкого специалиста.

  1. Зависит ли выбор врача от прописки?

Нет. Вы не обязаны выбирать нынешнего участкового врача, либо врача студенческой поликлиники, если Вы – студент. Вы можете выбрать врача в любом городе.

  1. Можно выбрать любого врача?

Выбрать можно врача, который работает в медучреждении, заключившем договор с Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ), и внесен в данный договор. Информацию о медучреждениях можно получить на сайтах eHealth и НСЗУ, а о врачах – непосредственно в медучреждении. Либо же можно выбрать врача, который ведет частную практику и заключил договор с НСЗУ, данные о таких врачах также есть на сайтах eHealth и НСЗУ. Кроме того, медучреждения и ФЛП, которые заключили договоры с НСЗУ, размещают у себя значок «Тут можна обрати свого лікаря».

  1. Можно ли подписать декларацию с несколькими врачами

Нет, нужно выбрать только одного семейного врача. Если Вы переезжаете в другой город, Вы можете выбрать нового врача, и декларация со старым прекратит свое действие.

  1. Должна ли вся семья обслуживаться у одного семейного врача?

Нет, каждый член семьи может выбрать своего врача.

  1. Как сменить врача?

Если Вы не определились с новым врачом, то для того, чтобы расторгнуть декларацию, нужно подать заявление о прекращении декларации. Либо если Вы выбрали другого врача, подать декларацию новому врачу, и предыдущая декларация аннулируется автоматически.

  1. Имеет ли декларация срок действия?

Нет, декларация действует бессрочно, ее не нужно обновлять, перезаключать. Даже если Вы в течение нескольких лет не будете посещать Вашего врача, декларация автоматически не прекратит своего действия.

  1. Что делать, если врач сменил место работы?

Путем подачи декларации Вы выбираете врача, но подается она в медучреждение, в котором он работает. Если врач сменил место работы, и Вы хотите обслуживаться у этого врача, Вам нужно подать декларацию по его новому месту работы. Если же Вам важно остаться в медучреждении, в котором работал врач, Вы можете выбрать другого врача в этом медучреждении и подать соответствующую декларацию.

  1. Что делать, если врач в отпуске/на больничном?

На период временного отсутствия врача (отпуск, больничный, командировка) медицинское учреждение обеспечивает оказание помощи другим врачом. Если Вы были записаны на прием, но Ваш врач по непредвиденным обстоятельствам не может Вас принять, Вы будете об этом уведомлены и сможете посетить другого врача либо перенести свой визит. Новую декларацию в таком случае подавать не нужно

  1. Можно ли обратиться к другому врачу?

Да, но визит будет оплачиваемым. То есть, если Вы уехали в другой город, и там решили обратиться к семейному врачу, не заключая с ним декларации, либо же Вы просто хотите «второе мнение» и идете к другому врачу, такой визит государство не оплачивает.

  1. Что делать, если нужна консультация узкого специалиста?

Семейный врач на основании проведенного обследования может направить Вас к узкому специалисту. Если же Вы знаете, что Вашу проблему решает конкретный специалист – например, у Вас болит зуб – Вы можете обратиться напрямую к стоматологу. В будущем, когда состоится реформирование вторичной помощи, обращаться к узким специалистам за счет государства можно будет только по направлению семейного врача (будут исключения для некоторых специальностей).

  1. Что делать при неотложном состоянии?

Если у Вас или Вашего близкого возникло неотложное состояние, нужно сразу звонить в экстренную помощь. В дальнейшем Вы уведомите своего семейного врача о произошедшем. Если Вы не можете определить, является ли состояние неотложным, Вы можете обратиться к семейному врачу, и он Вас направит к нужному специалисту или службе.

  1. Кто может заключить декларацию пациента, который является недееспособным?

Декларацию может заключить законный представитель. Обращаем Ваше внимание, что недееспособность лица устанавливается судом. Пожилой родственник, даже если он серьезно болен и самостоятельно не может подать декларацию, не считается недееспособным, и подать декларацию вместо него нельзя.

  1. Может ли подать декларацию о выборе врача иностранец?

Да, но в том случае, если иностранец либо лицо без гражданства имеет вид на постоянное жительство, признан беженцем либо лицом, требующим дополнительной защиты.

 

Автор: юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.