[:ru]

11 мая 2016 года председателем наблюдательного совета НАК «Нафтогаза Украины» избрана представитель государства заместитель министра экономики Юлия Ковалив. Такое решение принято по итогам первого заседания набсовета.
Обоснование – в наблюдательном совете должен быть представлен собственник, МЭРТ, в управление которому ранее был передан госхолдинг.
Но 18.11.16 Юлия Ковалив была уволена из МЭРТ по собственному желанию. Первым замминистра назначен Максим Нефедов.
Возникает законный вопрос о том, должно ли правительство теперь делегировать в руководящий орган госкомпании другого чиновника вместо частного лица?

Действующим сегодня Положением о наблюдательном совете НАК «Нафтогаз Украины» не предусмотрено, что членом или председателем наблюдательного совета должно быть лицо, представляющее собственника или государственный орган. Более того, пунктом 2.10 такого Положения установлены 11 критериев независимости члена наблюдательного совета, которые запрещают государственным служащим, бывшим и текущим работникам структуры НАК «Нафтогаз Украины», акционерам государственных и совместных предприятий, и родственникам вышеперечисленных лиц занимать должность члена наблюдательного совета. Сложная процедура избрания членов набсовета и множество ограничений статуса и трудовой истории претендентов действительно может обеспечить их независимость. Однако, член наблюдательно совета, который избирается по процедуре «назначения», а не через открытый конкурс, в любом случае остается зависимым от назначившего его лица.
Постановлением КМУ от 05 декабря 2015 года №1002 «О некоторых вопросах совершенствования корпоративного управления публичного акционерного общества «Национальная акционерная компания» Нафтогаз Украины» предусмотрен принцип недопущения вмешательства и препятствования хозяйственной деятельности НАК «Нафтогаз Украины» со стороны органов государственной власти, политических партий и общественных организаций, их должностных и служебных лиц. Теоретически, в правлении НАК «Нафтогаз Украины» вообще не должно быть чиновников. Но в силу того, что Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти», должности первого заместителя министра и заместителей министра относятся к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе, то такие заместители могут входить в набсовет НАК «Нафтогаз Украины». Складывается парадоксальная ситуация, при которой недопускается вмешательство органов исполнительной власти в деятельность НАК «Нафтогаз Украины», декларируется его независимость от последних, государственным чиновникам запрещено быть членом его набсовета, и в то же время, первый заместитель министра является председателем набсовета НАК «Нафтогаз Украины».

Может ли собственник (государство) или управляющий орган (МЭРТ) давать указания (на голосование, на выдвижение предложений и прочие формы представления интересов собственника) частному лицу, представляющему его в НС?
Тем же Положением о набсовете НАК «Нафтогаз Украины» предусмотрено, что член набсовета должен действовать добросовестно и разумно в интересах Нафтогаза, а не органа или лица, которое его предложило на должность, или утвердило. Таким образом, не может идти речи об обязательном исполнении приказов «сверху», продолжения управленческой линии МЭРТ или КМУ. Только собственные взвешенные, разумные и добросовестные решения.
Адвокат ООО «ЮКК ДЕ-ЮРЕ» Андрей Павлишин

[:]