pddmini

О позитивном и «наезде» на водителей. Проект под номером 7286.

Наказания без исключений: изменения ПДР от МВД и Кабмина

О позитивном и «наезде» на водителей

Аварийность на дорогах Украины зашкаливает и с этим давно пора что-то решать. Как сделать дороги безопасными, а не местом ежедневного риска водителей, пешеходов и пассажиров?  Неоднозначную реакцию в Парламенте вызвали изменения в правилах дорожного движения с подачи МВД. В результате не дошло не только до голосования, — вопрос не включили в порядок дня. Что вызвало протест и критику нардепов и огромного сообщества водителей? Как заставить законы работать, чтобы водитель знал: за нарушение ПДД придется отвечать, исключений ни для кого не будет? На вопросы сайта ubr.ua отвечает юрист ЮКК «Де-Юре»  Артем Шевцов.

 

— Для повышения безопасности дорожного движения нужен комплекс мероприятий. Одним изменением законодательства и более жесткими наказаниями тут не обойтись. Ведь в любом законе начинают искать обходную лазейку, и чем больше денег у собственника авто, тем проще «порешать» проблему. Следует организовать реализацию таких норм на практике и обеспечить неотвратимость наказаний для всех и каждого нарушителя. Независимо от того, кто за рулем и без звонка куда и кому следует.

Именно неотвратимость наказания, в совокупности с неукоснительным соблюдением законности процесса привлечения к ответственности создаст предпосылку повышения безопасности на дорогах Украины.

Водители вправе возразить: трассы у нас такие, что и опытным асам не всегда удается избежать ДТП. Поэтому создание современной дорожно-транспортной инфраструктуры – еще одна необходимая составляющая этого уравнения. Водитель не должен держать в голове, что на таком-то участке трассы надо объехать 10 ям, а через 50 км – другая полоса препятствий. Но на практике все именно так, а ведь человек за рулем отвечает еще и за пассажиров. Качественная трасса должна стать нормой.

Назовите законодательные инициативы в этой сфере и в чем их суть?

 — Более жесткие наказания за нарушения безопасности дорожного движения в основном касаются повышения санкций за правонарушения. Бесспорно, эти меры при надлежащей реализации должны привести к уменьшению смертности и травматизма на дорогах. Кабмин предложил следующие инициативы:

— Проект постановления КМУ «О внесении изменений в Правила дорожного движения»;

— Проект постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами»;

— Проект постановления КМУ «О функционировании системы фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме»;

— Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения».

Изменения в Правилах дорожного движения предусматривают уменьшение максимальной скорости в городах до 50 км / ч. Однако Кодекс Украины об административных правонарушениях устанавливает лимит превышение разрешенной скорости (20 км / ч). После его превышения наступает административная ответственность. Фактически административное взыскание можно налагать за превышение скорости в городе более чем на 70 км/ч.

Какой из названных проектов закона самый актуальный и требует внимания? Что возмущает водителей?

— Из всех предложенных КМУ нововведений особого внимания заслуживает проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения». Проект подан в Верховную Раду 14.11.2017 и зарегистрирован под номером 7286.  (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62877 ).

Проект предусматривает уменьшение разрешенного лимита превышение скорости до 10 км/ч. То есть в городе можно будет ездить с предельной скоростью 60 км/ч. Если депутаты проголосуют за это ограничение, это приведет к реальным позитивным изменениям на наших дорогах. Опять же, повторюсь, если будет продуман и обеспечен контроль над соблюдением этой нормы.

Детальное изучение сравнительной таблицы к этому законопроекту показывает, что в нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных назову увеличение срока рассмотрения дел за вождение в состоянии опьянения с 3-х месяцев до одного года, увеличение штрафов за значительное превышение скорости, оставление места ДТП, управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления таким транспортным средством и усиление уголовной ответственности за ДТП с тяжелыми последствиями или в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые изменения могут повлечь ущемление прав граждан. К таким изменениям относятся:

— обязанность передать, а не предъявить сотруднику Национальной полиции водительское удостоверение и другие документы;

— возможность проверки водителя на состояние опьянения без обязательного присутствия двух свидетелей;

— существенное увеличение обязательных к исполнению требований сотрудников Национальной полиции. Например, не выходить из авто после остановки без разрешения полицейского.

Передача документов полицейским, а также остановка на проверку «на градус» без свидетелей возмущает водителей, так как ограничивает их права.

Как юристы оценивают возможную меру к новичкам за рулем касательно временного водительского удостоверения? Строго, но эффективно?

— Речь идет о перспективе установления так называемого «испытательного срока» — первой выдаче удостоверения водителя только на 2 года. Если за этот период совершено не более 2 правонарушений — действие удостоверения продолжат на 30 лет. Уверен, эта мера, предложенная МВД, будет дисциплинировать водителей-новичков.

В то же время справедливо установить градацию правонарушений по их степени тяжести. Ведь есть огромная разница между не включением ближнего света фар в светлое время суток и нарушением правил дорожного движения, повлекшее серьезное ДТП.

Подытожу: инициативы по усилению безопасности дорожного движения носят позитивный характер. Залог их эффективности – в комплкесной реализации, прежде всего обеспечение неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Без исключений.