Коментар старшого юриста ЮЮК Де-ЮреАльони Берназ для-64

Что нового появилось в процедуре проведения тендеров и работе системы ProZorro? Какие лазейки для махинаций остались в системе тендеров, что больше всего критикуют участники? Наведут ли порядок с небольшими тендерами? Кто может помогать контролирующим органам и выявлять сомнительные тендеры и недобросовестных участников? Как не отсеивать выгодные предложения из-за ошибок в документации? На вопросы журнала «Деньги» отвечает юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.

— Называя новшества в сфере публичных закупок, в первую очередь отмечу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок», принятый в декабре 2017 года. На законодательном уровне прописана процедура проведения мониторинга, ее основания, сроки и порядок оформления результатов, а также соотношение процедуры мониторинга с процедурой обжалования. Интересный момент: основанием для мониторинга могут служить сообщения в средствах массовой информации, а также информация, полученная от общественных объединений. СМИ и общественные активисты отслеживают публичные закупки в своем регионе и на государственном уровне и, если есть нарушения, информируют об этом.

С одной стороны, такая норма дает возможность оперативно выявлять возможные нарушения и вовлекать в данный процесс общественность. Кроме того, учитывая количество закупок, для органа контроля информационная помощь в выявлении возможных нарушений весьма полезна. С другой стороны, не установлены требования к таким сообщениям, поэтому возможны злоупотребления со стороны заинтересованных лиц. Сейчас запустить «гулять» в интернете можно и липовую «новость», за которой стоит конкретный бизнес, и накрутить просмотры и комментарии. Хотя решение о проведении мониторинга не останавливает проведение процедур закупки, не исключено, что «проверки» заказчика могут дискредитировать его в глазах потенциальных участников тендера.

Самые распространенные злоупотребления при проведении публичных закупок практически не изменились. Это по-прежнему «дробление» крупных закупок и нечетко либо, наоборот, крайне детально и специфично выписанные условия в тендерной документации. Кроме того, до сих пор нет механизма борьбы с «фейковыми» участниками, фактически невозможно проверить (кроме как «вручную»), не связаны ли участники процедуры закупки и не «подыгрывают» ли они друг другу.

Например, представителей системы публичных электронных закупок ProZorro насторожило выявленное путем просмотра карточек участников совпадение номеров телефонов двух участников тендеров на поставку продуктов питания. Об этом было написано на странице ProZorroв Фейсбук – с просьбой обратить внимание на такое совпадение Государственную аудиторскую службу и Антимонопольный комитет Украины. Однако выявили этот факт аналитики через сравнение данных. А сколько таких «нестыковок» остаются незамеченными? Какие суммы за ними стоят, реально ли проверить тысячи закупок?

В 2018 году нас ждут изменения, в основном направленные на борьбу с перечисленными злоупотреблениями. В Верховной Раде Украины находится на рассмотрении законопроект Президента Украины (определен как неотложный). Законопроект вносит ряд изменений в действующее законодательство. В первую очередь, предусмотрено регулирование процедуры проведения закупок от 50 тысяч грн. Ранее все «допороговые» (200 тысячгривен для товаров и услуг, 1,5 миллиона гривен для работ, в отдельных сферах хозяйствования – миллион гривен и 5 миллионов грн. соответственно) закупки могли проводиться с помощью электронной системы закупок. Теперь будет четко урегулирована процедура упрощенных закупок с применением электронного аукциона. Фактически, заказчикам ничего не мешает «дробить» крупные закупки не на «допороговые» 199 999 гривен, а на 49 999 гривен, но вряд ли это будет актуально для многомиллионных заказов. Значит, цель данной нормы можно считать достигнутой.

Законопроект предусматривает, что жалобы будут рассматриваться только после их оплаты. Размер оплаты также будет законодательно закреплен. Несмотря на возмущения — многие субъекты не захотят тратить время и деньги на обжалование, — такое решение вопроса кажется вполне обоснованным с позиции устранения злоупотреблений жалобами и, соответственно, затягивания процесса проведения закупок.

Позитивным изменением будет возможность исправления ошибок в документах, допущенных участником, в течение одного рабочего дня с момента выявления таковых заказчиком после раскрытия тендерных предложений. Эта норма позволит не отсекать хорошие предложения с выгодной ценой по формальным признакам. На практике отказы случались сплошь и рядом – «документация не соответствует». Такая бюрократия отсеивала участников тендера с более экономными предложениями.

 

Юрист ЮКК «Де-Юре» Наталья Ляшенко.